Об изменениях, вносимых в Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях»

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях» был подготовлен давно и проходил многочисленные обсуждения, претерпевал изменения. В настоящий момент, с учетом всех поправок, замечаний, предложений он прошел согласование в Министерстве Юстиции и в настоящий момент находится в Правительстве РФ и ждет очереди на внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ уже в весеннюю сессию.
В настоящий момент началась работа по подготовке блока законопроектов, которые будут вносить изменения в действующие законы о саморегулировании в отдельных сферах.
С учетом вносимых изменений ФЗ № 315 будет построен на основе 4 основных принципах:
1. Преобладание общего над частным.
Законопроект предусматривает главенство 315 закона над всеми отраслевыми.
Для всех саморегулируемых организаций должны быть установлены единые требования к численности, к размеру материальной ответственности, к механизмам и документам, например к правилам раскрытия информации и другое ( 95 %).
Остальные 5% — это специфические требования, которые могут устанавливать отраслевые законы.
2. Вопрос материальной ответственности.
В настоящее время материальная ответственность существует, но она реально не работает. Выплаты из компенсационных фондов фактически не производятся.
Разработчики предлагают более работающий механизм материальной ответственности. Основным средством обеспечения ответственности должен стать только Компенсационный фонд, а страхование же станет лишь дополнительным.
Законопроект предлагает установить минимальный размер взноса в комфонд: для добровольных СРО — 6 тысяч рублей, для организаций с обязательным членством 25 тысяч рублей.
Помимо всего прочего, правила управления комфондом и размещения средств на счетах будут более развернутыми.
3. Установление единого подхода к контролю за деятельностью членов СРО и самих СРО со стороны государственных органов.
Сегодня эта проблема как никогда актуальна, поскольку из-за двойного регулирования происходит конфликт между СРО и контролирующими органами государства.
Разработчики попытались описать универсальный способ контроля и надзора.
В настоящее время Ст. 9 ФЗ № 315 содержит два вида проверок: плановая и внеплановая.
Изменения предлагают дополнить формы контроля:
Во-первых, проведением мониторинга, который осуществляется специализированным контрольным органом СРО, по средством анализа информации о деятельности члена СРО. Но на данный момент механизм применения нового вида контроля не сформирован.
Во-вторых, дополнить предмет контроля (для организаций с обязательным членством) проверкой соответствия деятельности члена СРО федеральным законам. По данному виду проверок механизм также еще не создан, и велика вероятность того, что между государством и саморегулируемыми организациями в этой области появятся очередные противоречия.
4. Положение о национальном объединении.
Законопроект устанавливает правовое положение, функции, порядок получения статуса, органы управления и их компетенцию, имущество Национальных объединений в различных отраслях саморегулирования.
Важнейшей функцией станет – разработка единых федеральных стандартов и внутренних документов СРО.
Разработчики проделали огромную работу, постарались учесть все замечания и предложение, однако, как видно из анализа, не смогли учесть все аспекты, поэтому законопроект не в полной мере соответствует Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, которая была утверждена Правительством Российской Федерации ( распоряжение от 30.12.2015 № 2776-р).